Pokud jde o mne, nemám v otázce SAV jednoznačné “jasno”.
1981-ЯзычествоДревнихСлавян[РыбаковБА]
культ Рода пришел к славянам с юга, со стороны халдеев (Pozn. chaldejskí žreci Babylonu), греков и римлян
Греческие божества Скифские божества Славянские божества, имена которых считаются иранскими
Гестия Табити
Зевс Папай Стрибог
Гея Апи
Аполлон Гойтосир Дажьбог
Афродита Небесная Аргимпаса
Посейдон Фагимасад (только у царских скифов)
Арес ? Хорс
Симаргл
первенство Перуна в Киевской Руси - дело очень позднее, почти современное рождению Киевского государства.
в 980 г. были поставлены, как известно, идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.(Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897, с. 77.)
Культ Ярилы, известный в средние века и у западных славян, представляется чрезвычайно близким к античным культам умирающего и воскресающего бога плодородия, весенней "ярой" плодоносящей силы вроде культа Диониса, а следовательно, стадиально наиболее поздним. Наличие имени Ярилы и связанных с этим божеством обрядов у южных славян позволяет датировать время появления культа Ярилы-Яровита эпохой до великого расселения славян в VI в. н. э.
Белес был богом богатства, скотоводства, может быть, плодовитости. Выражение идеи богатства при посредстве полисемантичного слова "скот" (равнозначного латинскому "pecunia" - "скот", "богатство" ведет нас в совершенно определенную историческую эпоху, когда главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, "говяда", т. е. в бронзовый век.
Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале.
Перечислив нескольких олимпийских богов (Зевса, Афродиту, Артемиду) и вспомнив библейского Ваала, автор переходит к своим, русским богам, упомянув (сверх того, что было занесено в летопись) Рода, рожаниц, вил-русалок и Переплута. Все дополнения связаны с аграрными культами.(Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут. - СА, 1967, № 2,) Далее автор встретился в имевшемся у него в руках тексте Григория Богослова с выражением Chaldaion astronomia nai genetlialogia, которое он и перевел как "халдейская астрономия и родопочитание". родопочитание, иже есть мартолой. Мартолоями называли в древней Руси ложные, отреченные книги, трактующие о гадании по звездам: "Мартолой - рекше астролог (Астролог)".
Род сопоставлен с Озирисом - "проклятым богом" египтян! сказано, что культ Озириса заимствован халдеями! "...от тех [египтян] извыкоша древле халдеи и начаша требы творити своима богама - Роду и рожаници".(Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 24.) Трудно сказать, какое вавилонское божество было заменено здесь Родом и рожаницей. Быть может, это библейский Ваал (Баал-Хадд), почитавшийся и в Халдее-Вавилоне! (strana 379)
автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда охватывала Египет (Озирис), Вавилон, Грецию ("Артемид" - Аполлон?), Рим и славянский мир!!!
!!!Не меньший интерес для нас представляет сопоставление русского сочинения с Библией, так как оно выявляет имя библейского двойника Рода, того божества, с которым приходилось соперничать библейскому богу: это - Гад, или Ваал (Баал-Хадд), ханаанской (сиро-палестинской) мифологии, бог плодородия и жизни части древних евреев и финикийцев. Ваал посылает дождь и росу, орошая нивы и виноградники. Ваала представляли умирающим и воскресающим богом, подобно Озирису или Дионису.
Женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи). Исследователи установили, что в ханаанской мифологии, как и во многих других, действуют два поколения богов. Старший бог Эл (!) (вроде Урана или Крона) выступает, подобно Роду, совместно с двумя женщинами! Миф пронизан фаллической символикой. Две женщины, сотворенные над огнем на морском берегу, становятся женами Эла и рождают ему двух дочерей - Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю. Последующее потомство Эла - божества плодородия. Ваал - сын Эла-Быка.
Здесь перед нами снова полная параллель Роду и его двум рожаницам: Ваал, бог плодородия, и две богини, связанные с полем и урожаем, причем богини, как и в охотничьих мифах, - мать и дочь-дева. Имя Ваала означает "владыка", "хозяин". Интересны эпитеты Ваала: "Могучий Воин", "Владыка Земли", "Ездящий на облаках" и др.(Гордон С. Ханаанейская мифология, с. 223, 227.) В мифах Ваал погибает в схватке с морским богом Яммом, но затем воскресает вновь, и снова начинаются тучные годы плодородия.
Весь приведенный здесь ряд слов объединен смысловым стержнем: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное. "Родьство огньное" пытались объяснить ошибкой переводчиков, принявших по созвучию греческое geenna (геенна) за genea - род. Однако это маловероятно; как объяснить, что все переводчики в разных городах и в разные века обязательно ошибались, и притом всегда одинаково? Обилие славянских слов с корнем "род" в значении красного и огненного (сравни латинское ardeo - гореть, ardor - жар, зной) позволяет считать слово "родьство" славянским обозначением пекла(!), а не ошибкой.
tzv. Perúnova hviezda - koleso kolovratu so 6 priečkami = koleso Jupitera.
с культом верховного небесного божества связан определенный символ - "колесо Юпитера" с шестью спицами. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, "громовый знак", был полисеман-тичен: он выражал и идею солнца ("вещь бо есть солнце свету", и идею "белого света", всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с вось-милепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие "белого света", идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами.
...центральное место занимало "колесо Юпитера", символизирующее белый свет (slnko).
Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов... тождество Рода и Света: каждый из них в том или ином источнике сопоставляется с христианским богом-творцом.
Для восточных славян таким "единым богом в небесах" был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством "белого света" был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВЯТ) обозначала и "святость" и "свет", а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями "радости", "тучности".(Niederle L. Slovanske Starozitnosti, t. II, s. 142.)
Веpоятнее всего, что паpy pожаниц следyет сближать с аpхаичной и шиpочайше pаспpостpаненной божественной паpой: Лето и Аpтемида или Лада и Леля - в обоих слyчаях мать и дочь. По сyществy же Лада и ее дочь, богини весенней возpождающейся пpиpоды, богини бpака и pазмножения, вполне соответствyют двyм pожаницам. Hо наpядy с кyльтом этой богини население наиболее отдаленных севеpных pайонов (а именно к немy и были по пpеимyществy обpащены обличения кyльта pожаниц) пpодолжало еще веpить в двyх pожаниц, сохpаняя не только их безымянность, но и их теснейшyю связь с аpхаичным охотничьим мифом о двyх полyженщинах-полyлосихах.
В этих мифах, как мы помним, главными пеpсонажами являются 2 женщины-лосихи, Hебесные Хозяйки миpа, pождающие для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных. Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося. поиск наиболее аpхаичного женского обpаза мы должны начинать с тех вышивок, котоpые содеpжат изобpажения оленей или лосей, еще не вытесненных конями и всадниками.
[quote="pid:29207, uid:240"]Pokud jde o mne, nemám v otázce SAV jednoznačné “jasno”.[/quote]
1981-ЯзычествоДревнихСлавян[РыбаковБА]
культ Рода пришел к славянам с юга, со стороны халдеев (Pozn. chaldejskí žreci Babylonu), греков и римлян
Греческие божества Скифские божества Славянские божества, имена которых считаются иранскими
Гестия Табити
Зевс Папай Стрибог
Гея Апи
Аполлон Гойтосир Дажьбог
Афродита Небесная Аргимпаса
Посейдон Фагимасад (только у царских скифов)
Арес ? Хорс
Симаргл
первенство Перуна в Киевской Руси - дело очень позднее, почти современное рождению Киевского государства.
в 980 г. были поставлены, как известно, идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.(Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897, с. 77.)
Культ Ярилы, известный в средние века и у западных славян, представляется чрезвычайно близким к античным культам умирающего и воскресающего бога плодородия, весенней "ярой" плодоносящей силы вроде культа Диониса, а следовательно, стадиально наиболее поздним. Наличие имени Ярилы и связанных с этим божеством обрядов у южных славян позволяет датировать время появления культа Ярилы-Яровита эпохой до великого расселения славян в VI в. н. э.
Белес был богом богатства, скотоводства, может быть, плодовитости. Выражение идеи богатства при посредстве полисемантичного слова "скот" (равнозначного латинскому "pecunia" - "скот", "богатство") ведет нас в совершенно определенную историческую эпоху, когда главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, "говяда", т. е. в бронзовый век.
Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале.
Перечислив нескольких олимпийских богов (Зевса, Афродиту, Артемиду) и вспомнив библейского Ваала, автор переходит к своим, русским богам, упомянув (сверх того, что было занесено в летопись) Рода, рожаниц, вил-русалок и Переплута. Все дополнения связаны с аграрными культами.(Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут. - СА, 1967, № 2,) Далее автор встретился в имевшемся у него в руках тексте Григория Богослова с выражением Chaldaion astronomia nai genetlialogia, которое он и перевел как "халдейская астрономия и родопочитание". родопочитание, иже есть мартолой. Мартолоями называли в древней Руси ложные, отреченные книги, трактующие о гадании по звездам: "Мартолой - рекше астролог (Астролог)".
Род сопоставлен с Озирисом - "проклятым богом" египтян! сказано, что культ Озириса заимствован халдеями! "...от тех [египтян] извыкоша древле халдеи и начаша требы творити своима богама - Роду и рожаници".(Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 24.) Трудно сказать, какое вавилонское божество было заменено здесь Родом и рожаницей. Быть может, это библейский Ваал (Баал-Хадд), почитавшийся и в Халдее-Вавилоне! (strana 379)
автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда охватывала Египет (Озирис), Вавилон, Грецию ("Артемид" - Аполлон?), Рим и славянский мир!!!
!!!Не меньший интерес для нас представляет сопоставление русского сочинения с Библией, так как оно выявляет имя библейского двойника Рода, того божества, с которым приходилось соперничать библейскому богу: это - Гад, или Ваал (Баал-Хадд), ханаанской (сиро-палестинской) мифологии, бог плодородия и жизни части древних евреев и финикийцев. Ваал посылает дождь и росу, орошая нивы и виноградники. Ваала представляли умирающим и воскресающим богом, подобно Озирису или Дионису.
Женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи). Исследователи установили, что в ханаанской мифологии, как и во многих других, действуют два поколения богов. Старший бог Эл (!) (вроде Урана или Крона) выступает, подобно Роду, совместно с двумя женщинами! Миф пронизан фаллической символикой. Две женщины, сотворенные над огнем на морском берегу, становятся женами Эла и рождают ему двух дочерей - Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю. Последующее потомство Эла - божества плодородия. Ваал - сын Эла-Быка.
Здесь перед нами снова полная параллель Роду и его двум рожаницам: Ваал, бог плодородия, и две богини, связанные с полем и урожаем, причем богини, как и в охотничьих мифах, - мать и дочь-дева. Имя Ваала означает "владыка", "хозяин". Интересны эпитеты Ваала: "Могучий Воин", "Владыка Земли", "Ездящий на облаках" и др.(Гордон С. Ханаанейская мифология, с. 223, 227.) В мифах Ваал погибает в схватке с морским богом Яммом, но затем воскресает вновь, и снова начинаются тучные годы плодородия.
Весь приведенный здесь ряд слов объединен смысловым стержнем: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное. "Родьство огньное" пытались объяснить ошибкой переводчиков, принявших по созвучию греческое geenna (геенна) за genea - род. Однако это маловероятно; как объяснить, что все переводчики в разных городах и в разные века обязательно ошибались, и притом всегда одинаково? Обилие славянских слов с корнем "род" в значении красного и огненного (сравни латинское ardeo - гореть, ardor - жар, зной) позволяет считать слово "родьство" славянским обозначением пекла(!), а не ошибкой.
tzv. Perúnova hviezda - koleso kolovratu so 6 priečkami = koleso Jupitera.
с культом верховного небесного божества связан определенный символ - "колесо Юпитера" с шестью спицами. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, "громовый знак", был полисеман-тичен: он выражал и идею солнца ("вещь бо есть солнце свету"), и идею "белого света", всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с вось-милепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие "белого света", идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами.
...центральное место занимало "колесо Юпитера", символизирующее белый свет (slnko).
Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов... тождество Рода и Света: каждый из них в том или ином источнике сопоставляется с христианским богом-творцом.
Для восточных славян таким "единым богом в небесах" был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством "белого света" был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВЯТ) обозначала и "святость" и "свет", а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями "радости", "тучности".(Niederle L. Slovanske Starozitnosti, t. II, s. 142.)
Веpоятнее всего, что паpy pожаниц следyет сближать с аpхаичной и шиpочайше pаспpостpаненной божественной паpой: Лето и Аpтемида или Лада и Леля - в обоих слyчаях мать и дочь. По сyществy же Лада и ее дочь, богини весенней возpождающейся пpиpоды, богини бpака и pазмножения, вполне соответствyют двyм pожаницам. Hо наpядy с кyльтом этой богини население наиболее отдаленных севеpных pайонов (а именно к немy и были по пpеимyществy обpащены обличения кyльта pожаниц) пpодолжало еще веpить в двyх pожаниц, сохpаняя не только их безымянность, но и их теснейшyю связь с аpхаичным охотничьим мифом о двyх полyженщинах-полyлосихах.
В этих мифах, как мы помним, главными пеpсонажами являются 2 женщины-лосихи, Hебесные Хозяйки миpа, pождающие для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных. Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося. поиск наиболее аpхаичного женского обpаза мы должны начинать с тех вышивок, котоpые содеpжат изобpажения оленей или лосей, еще не вытесненных конями и всадниками.